Казалось бы, что может быть проще росписи штампами или от руки, но трафарет действительно прекрасная альтернатива, кода речь идёт о больших объёмах и повторных мотивах, но при этом о ручной работе с сохранением уникальности. Существует очень много технологий декоративной отделки и, самая простая и самая универсальная среди них - это трафаретная роспись.
Само слово "трафарет" (от итальянского traforetto) означает "продырявленное". Это слово отражает суть трафаретной техники, которая заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или другого материала, на декорируемую поверхность.
Раз слово пришло к нам из итальянского языка, можно предположить, что трафаретная техника возникла в Италии, но это не так.
Никаких письменных источников возникновения трафаретной техники, к сожалению, не сохранилось. Историю трафарета можно лишь реконструировать по многочисленным фрагментам.
Трафарет - изобретение не вчерашнего дня. История возникновения трафарета очень давняя, если не сказать древняя, и насчитывает много тысячелетий. Первые примеры применения такого способа печати изображения были найдены в пещерах периода Палеолита ( т.е. возраст которых составляет более 30 000 лет!) на территориях современной Франции и Испании. На потолке и стенах пещер нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, сцены охоты.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что люди используют трафареты, которые всегда служили высшим порывам человеческой души, уже очень давно. С помощью трафаретов уже тогда люди умели украшать свои дома. Но поскольку, наверное, никто из ученых всерьез не занимался исследованием истории трафарета, сведения, которыми мы располагаем не точны. Это лишь «обрывки» и восстановить точную хронологию развития техники трафаретной росписи уже не представляется возможным. Так, например, некоторые ученые считают, что она появилась на Востоке почти одновременно с изобретением бумаги, и значит, в Китае эта техника насчитывает уже как минимум полтора тысячелетия. Одним из ранних свидетельств применения трафаретной техники относятся к I веку нашей эры. В 1907 году Марком Аурелем Стейном (Marc Aurel Stein) в пещере Тысячи Будд (Чьен-фу Танг) в Дуньхуане, были найдены шелковые ткани с изображениями Будды, выполненными с помощью трафаретов.
Другие, и не без оснований, полагают, что еще раньше подобная техника была известна аборигенам острова Фиджи. Местные женщины, которого традиционно, используя природные пигменты и древесный уголь, с помощью вырезанного из банановых или бамбуковых листьев трафарета, украшали геометрическими узорами паруса своих лодок «тапа». А эскимосы острова Баффи, тоже украшательства ради, использовали трафареты из высушенной тюленей кожи. К сожалению ни те, ни другие трафареты не могли сохраниться до наших дней, поскольку были изготовлены из органических материалов. Кто-то из ученых полагает, что трафаретная печать возникла у древних Финикийцев - небольшого воинственного народа проживавшего на востоке Сирии у Средиземного моря. И это тоже не лишено оснований. В Финикийской культуре, а расцвет ее приходиться на первое тысячелетие до нашей эры, находятся подтверждения тому, что Финикийцы умели воспроизводить и тиражировать рисунки с помощью примитивного трафарета. Учеными также установлено и то, что трафаретами пользовались в др.Египте. Особенно для получения рельефных изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий.
В др. Греции трафареты также использовались для разметки прекрасных мозаичных композиций и мюралей - роспись стен. В более позднем Риме трафареты применяли все с той же целью и кроме того для обучения письму и изготовления, прототипа современно наружной рекламы, красочных табличек приглашавших граждан Рима на игры и Собрания.
Известно, что и многие Римские Императоры, включая Юстиниана подписывали документы золотыми штампами.
Бумага shi появилась в Китае в 105 году нашей эры, благодаря сановнику Цай-Лунь. И уже через двести лет(первая бумага была слишком рыхлой. плохо «держала» тушь, изготовленную из сажи и быстро размокала) ее стали использовать, вместо коры и листьев для изготовления трафаретов, с помощью которых украшали стены, фарфор, делали вышивку и окрашивали ткани. Бумага из свойлоченных волокон древесины - более прочный материал, поэтому некоторые из первых, вырезанных вручную трафаретов сохранились до наших дней. Как семейные реликвии в семьях ремесленников - ткачей и красильщиков.
Во времена правления Шестой Династии (500-600гг н.э.) в Китае для трафаретов было найдено и широкое промышленной применение. В многочисленных монастырях монахи с помощью трафаретов тиражировали «открытки» с изображением Будды и священные буддийские тексты в качестве пропагандистских материалов. В начале VII века н.э., вместе со многими другими заимствованиями из Китая бумага, а вместе с ней и трафарет попали в Японию где в 960-1280гг н.э. техника трафаретной печати достигла своего наивысшего расцвета.
Японские мастера, применили трафарет для печати по ткани из которой шили кимоно, украшения конских попон, боевых и парадных доспехов самураев. При этом они усовершенствовали его настолько, что, , не только ткани, попоны и доспехи, но и сами трафареты - katagami(Њ^Ћ†) вполне можно считать произведением искусства.
Столь широко распространенный способ печати многократно повторяющихся мотивов в изображении и технологически совершенное, уже на то время, приспособление для этого - трафарет, благодаря Японским ремесленникам, послужило началом дальнейшего развития, хотя и намного позднее и уже не на Востоке, а в Европе, способа трафаретной печати, известного сегодня как шелкография. Однако. Поскольку, по-моему твердому убеждению, метод трафаретной печати katazome(Њ^ђх‚Я) и технологии изготовления трафаретов katagami заслуживают гораздо больше внимания.
Запад знакомился с техникой изготовления трафарета из бумаги по мере развития торговли и торговых путей. По ним из Азии бумага попала сначала на Средний Восток и в VIII веке достигла Турции, а затем различные завоеватели и крестоносцы распространили эти знания по всей средневековой Европе. В те времена и в последующие века трафареты прочно укрепились в самых разных сферах повседневной жизни европейцев. С помощью трафаретов репродуцировали рисунки, изготавливали стяги для армий, странствующих рыцарей и пиллигримов, изображали на потолке жилищ священную монограмму HIS («Jesum Habemus Sosium» (лат.) - «С нами Бог»), а также раскрашивали священные манускрипты. И к стати впервые Библия была растиражирована не на печатном станке Гутенберга , а именно с помощью трафаретов.
Помимо этого трафареты широко применялись и при производстве других массовых видов продукции. Таких как всевозможные игральные принадлежности - картонки для лото, игральные карты и т.д.
Во Франции в Ружене, в конце ХVII века(1688г) Жан Папильон придумал обои с рисунком нанесенным по трафарету, которые очень полюбились и мода быстро распространилась по всей Европе, особенно в Англии и Германии. Правда обои эти, они назывались domino, нередко в интерьере выглядели весьма своеобразно. Дело в том, что в те времена бумага производилась не так как сейчас. Вместо рулонов длинной 10метров - промышленного производства, изготовленная в небольших мастерских вручную, она имела размер 1,25(4ft) на 46см(18in) к тому же и с неидеально ровной геометрией края. И к сожалению оклейщики часто не уделяли должного внимания дизайну и не старались точнее выровнять и состыковать рисунок поэтому их работа больше напоминала «печворк». Вместе с совершенствованием печатных станков получили широкое распространение и множество альбомов, содержащих трафаретные рисунки, которые ремесленники использовали повсеместно. Мебельщики - для украшения мебели, как росписью так и в техниках маркетри и интарсия.
С началом колонизации Америки (1760-1840гг), в Новый Свет потянулись и странствующие художники, взяв с собою кисти и краски. Большинство из первых колонистов не могли позволить себе дорогую украшенную мебель, ковры и обои, выписанные из Европы. Поэтому для оформителей работы было много. Так и переезжали они из города в город Новой Англии. И где за горсть монет, где за еду и ночлег, трафаретами, изготовленными из промаслянной бумаги или жести, и красками, приготовленными тут же из доступных в данной местности пигментов, декорировали дома традиционными мотивами. Расписывали бордюры и имитировали на стенах обои.
Дошедшие до нас дизайны трафаретов той эпохи созданы всего пятнадцатью художниками среди которых наиболее известны трафареты Мозес Итон младшего.
После Гражданской войны в Северной Америке были очень популярны полы с нанесенными по трафарету узорами.
Трафаретная роспись так много значила для первых переселенцев и дизайн настолько характерен, что такие трафареты даже выделены в отдельную категорию early american style «ранне американский стиль», а сами американцы считают трафаретную роспись едва ли не своим национальным искусством.
Тем временем и в Европе мода на трафареты быстро распространялась и со временем достигла школ-пансионов, академий и семинарий, где трафаретная роспись была включена в обязательную программу обучения. Молодые девушки наряду с другими изящными искусствами: акварелью, росписью по стеклу, вышивкой и т.д. изучали и трафаретную технику, получившую название theorem painting.
Эта техника, впервые появившаяся в Китая предполагала применение не только сложных, многослойных трафаретов но и завершающей прорисовки вручную. Благодаря чему изображение получалось очень реалистичным.
В начале ХХ века(1899-1906), трафареты широко использовались участниками движения Arts&Crafts, возглавляемым Вильямом Моррисом, а в эпоху ArtDeco считалось особым шиком иметь дома роспись выполненную с использованием трафарета. В 1920х-1930х годах многие Европейские дома оформлялись знаменитым Тиффани, и стены, потолки полы двери, мебель буквально все декорировалось с использованием трафарета.
Даже журнал мод Harpers Bazaar в 1936 году использовал трафарет для оформления своей обложки.
Тогда же впервые, ряд предпринимателей, развернул коммерческое производство трафаретов. Они начали издавать первые каталоги трафаретов для росписей, по которым можно было сделать заказ и получить его в кратчайшие сроки, предназначенные для декораторов. Собственно это были не столько готовые трафареты, сколько подготовленные, в натуральную величину, рисунки отпечатанные на плотной бумаге и многократно пропитанные специальным составом на основе льняного масла. Трафарет, по этому рисунку, необходимо было затем вырезать или наколоть, в зависимости от решаемой декоратором задачи. Но это было крайне удобно и для производителя и для заказчика.
И во второй половине ХХ века интерес к трафаретным техникам не был утрачен. Напротив благодаря английским художникам Францисc и Дороти Карр о трафаретной печати заговорили как о высоком искусстве.
В 1960х мир узнал, пионеров Pop Artа: Роберта Раушенберга, Ричарда Гамильтона, и великого Энди Уорхола, который для создания своих арт объектов так же использовал трафареты.
Сегодня дизайн трафаретов основан на богатейшем наследии различных исторических периодов. Современные трафареты представляют едва ли не все эпохи: Средние века, Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм и Неоклассицизм, Викторианскую, Арт Нуво и Арт Деко, а также Американские стили: движение «Искусства и Ремесла» и Американский ФолкАрт. Многообразие паттернов характерных для разных культур, также поражает воображение: от Китайского текстиля и фарфора, Японских кимоно и гравюр, Персидских цветочных мотивов, Индийских пейсли, мотивов Моголов и Индонезийских геометрий, до Турецких и Арабских мозаичных орнаментов. Словом выбор трафаретов в наши дни практически безграничен. Сейчас трафареты, большей частью профессиональные, изготавливаются на специальном и дорогостоящем оборудовании в специализированных мастерских, из высокопрочного майлара - экологически дружелюбного материала или специальной пленки с клеевым слоем. Они пластичны, прочны, легко моются и могут быть использованы практически не ограниченное количество раз. Исключение составляют лишь трафареты изготовленные из пленки ПВХ и оракал, которые рассчитаны только на одно применение. Но и они обладают преимуществом, которое легко искупает такой недостаток. Что бы ни понадобилось декоратору, дизайн соответствующий определенному стилевому периоду или паттерн относящийся к определенной культуре, для него всегда найдется либо готовый коммерческий трафарет либо он будет изготовлен на заказ.
Как и во все времена, трафареты сегодня применяются для декорирования стен, потолков и потолочных розеток, плафонов. Полов, будь то бетон, дерево, камень или пластик. Ковровых покрытий, таких как сизаль,сиграсс, хлопок или низковорсная синтетика. Архитектурных элементов: дверей, картушей, молдингов, зеркал, лестниц, колонн, пилястр, каминов, стеновых панелей. Трафаретами оформляют также и «мягкий декор» - шторы, скатерти, покрывала и подушки, абажуры. С помощью трафаретов могут быть оформлены и предметы мебели, как дачной так и предназначенной для дома, а так же более мелкие предметы.
Эволюция финишных технологий в сочетании с трафаретными техниками открывает перед современными архитекторами, дизайнерами и декораторами возможности, ограниченные лишь фантазией. Инновации в области декорирования поверхностей включая текстурные faux finishes, такие как: замша, песчанник, кожа рептилий, дерево, кожа или мокрый шелк; рифлекси финиши такие, как: металлизированные или жемчужные глейзы, краски или микроштукатурки; матовые финиши и т.д. - все это в комбинации с трафаретным рисунком, выполненным тем же, либо сочетающимся материалом, дают в итоге совершенно новую, неординарную поверхность. Всегда изящную и уникальную.
Красота и индивидуальность трафаретной техники ручной работы - энергичная и свежая альтернатива элементу массовости и похожести в оформлении интерьера. Трафарет, как инструмент в руках опытного мастера - сегодня столь же актуален и незаменим, как и при оформлении прекраснейших домов за прошедшие столетия.
Источник вдохновения для подготовки статьи с адаптацией под наши курсы.
Фотоматериалы заимствованы из интернета, а так же использованы примеры работ преподавателей и учеников SENZARIA.SCHOOL
0 комментариев